3-4 апреля 2018
Российская Академия Наук. Тема: «Россия и мир: образ будущего»
Сорокин Дмитрий
Сегодня нужен действительно творческий человек
Сегодня нужен действительно творческий человек

Уважаемые коллеги, Александр Владимирович начал представлять, сказал, что известный ученый в области образования. У меня на эту тему, честно скажу, никаких научных трудов нет, но сойдет, потому что в 2012 году, в позапрошлом году я стал лауреатом премии правительства РФ именно за заслуги в области образования, школьного причем, не вузовского.

Так вот, я хочу сказать вот о чем, я все-таки экономист, в конце концов, и конечно тема вообще нашего форума мне близка, вот это несырьевое будущее. И мне пояснили, я сначала удивился –что, Россия вообще в будущем будет без сырья жить? Что значит несырьевое будущее? Газ кончился уже? Но мне пояснили, речь идет о другом, что надо уметь не только добывать сырье, но из него чего-то еще и делать, из этого сырья. И кстати говоря, ведь мы умеем делать, причем не только как я вчера был на одном научно-техническом совете очень серьезном, и мне объясняли: "Мы можем сделать все что угодно в единичном экземпляре, а вот на серию поставить мы не можем, низкая технологическая культура. Прозвучало уже слово культура, видите".

Вот неправда это. Мои друзья, Александр и Руслан знают, что это я не специально к этому форуму, а я всегда их ношу на руке. Да, все что на мне надето, что видно, что не видно, даже я говорю – опознавательный жетон и тот импортный, в смысле цепочка итальянская, а жетон американский. Но на мне есть всегда очень сложный прибор нашего, российского, производства. Я ношу часы "Победа" 1953 года выпуска. И напомню, что еще в конце шестидесятых годов Россия, которая тогда выступала в юридической форме Советского Союза, больше половины мирового рынка – вот оно, массовые высокотехнологическое производство – держала по производству наручных часов. Значит, умеем.

А теперь к вопросу о экономики для человека, человека для экономики. В каком-то смысле для меня это курица или яйцо, я в свое время студентам, старшее поколение помнит, курс политэкономии с чего начинался? Такая тема была – материальное производство, основы жизни человеческого общества. Я всегда ее начинал с того, что напоминал своим студентам, на первой встрече со студентами, напоминал им рассказ О. Генри, как два молодых человека, чтобы доказать девушке свою любовь, они отказались есть. Но один из них на третьи сутки не выдержал и говорит другому: "Знаешь, я понял, самое лучше средство от самой страстной любви – это пустой желудок". Бросит вас, не дай бог, любимая женщина…

Дня три не поесть, и сразу вместо предела мечтаний духовных будет чисто материальный бифштекс сниться. Но чтобы понимать и иметь это в виду, ее надо вообще-то говоря произвести сначала. Что для человека?

Но я четко для себя давно уже разделил. Когда мне говорят о том, что сегодня человеческий фактор – это самое главное, Руслан Семенович сказал сегодня… Во-первых, не сегодня. В том же еще курсе политэкономии, товарищи старшие хорошо помнят, мы учили, что главная производительная сила есть сам человек, потому что именно человек совершенствует все остальные составные части производительных сил, орудие труда, предмет труда и так далее. Это первое. Это истина давно.

Сегодня речь идет о том, что особое значение другие факторы приобретают, но я разделяю четко, что есть понятие – человеческий капитал, это исключительно экономическая категория. Для меня капитал – это то, что приносит доход. И вы развиваете либо человеческий капитал… Но есть другое понятие, человеческий потенциал. Это гораздо шире понятие. И с одной стороны, надо развивать более эффективный человеческий фактор производства, а с другой стороны, всё это развивается для того, чтобы развивался национальный человеческий потенциал, гораздо более в широком смысле. Это для меня понятно и в этой аудитории это все доказывать особо бессмысленно. Я попытаюсь сформулировать какую-то тему для научных исследований. То что сейчас мы занялись проблемой реиндустриализации, доклад готовили и всё такое, последнее время я этим занимался.

И понятно, а кто будет проводить? Нужны кадры, нужно образование. Все это известно. Царь Петр I, проводя первую индустриализацию, посылал учиться, приглашал учителей и так далее. Советская индустриализация с чего начиналась? Я хочу процитировать постановление ЦК ВКП(б) 1928 года о мерах по улучшению детской и юношеской печати: "Необходимо создание популярной научной и технической литературы, дающей молодежи познания по основным вопросам естествознания и техники". В нищей, разоренной, не имеющей никаких средств стране. 1928 год.

Да, было всё хорошо? Понимали, что с этого надо начинать. Когда вот все эти журналы "Юный техник", "Знание – сила", которыми наше поколение зачитывались и рвались в соответствующие институты, без этого не проводилось. А сейчас идите, подпишите ребенка на журнал "Знание – сила" или найдите что-то похожее в интернете, чтобы они с таким же удовольствием это читали и смотрели, как мы в свое время. Это понятно всё.

Но достаточно ли только этой сферы для того, чтобы получить в современных условиях устойчивое экономическое развитие, которые дальше даст средство для дальнейшего развития потенциала и так далее. Я утверждаю, что этого недостаточно. И самое главное, что это понимали тоже очень давно. Коль скоро я начал с цитаты о нашей советской индустриализации, то еще одна цитата. Все знают эту цитату, подавляющее большинство здесь. 1931 год, всероссийский съезд хозяйственников, выступает генеральный секретарь ЦК КПСС Иосиф Виссарионович Стали и говорит: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет, мы должны пробежать это расстояние в десять лет, либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Это цитату все знают. Не до конца. А он дальше перечисляет, в чем мы отстали. И знаете, в этом перечислении на первом месте он говорит – мы отстали в области культуры. Потом все остальное, техники там, технология. Я не знаю, случайно это, не случайно. Очень хочется думать, что не случайно, потому что образование в современных условиях, квалификация, умение – это необходимое, но недостаточное условие для устойчивого экономического развития. Сегодня нужен действительно творческий человек. То есть образование – это одна из сфер культуры.

Если будем развивать только образование, подготовить классных специалистов, просто специалистов, мы получим то что Солженицын называл образовенщиной, со всеми негативными социально-политическим последствиям. Мы из нашей истории знаем, мы образование дали, а общая культура?

И вот я для себя сформулировал, а может быть, существует некая устойчивая, повторяющаяся в явлениях и процессах объективная связь между устойчивым экономическим ростом и динамикой общекультурного развития нации. И если она существует (а это мы называем экономические законы, вспомнили курс политэкономии?), тогда может быть, она имеет количественное выражение? Для нашей страны своё. И может быть, определить это количественное выражение, параметры и положить уже на стол тем, кто принимает решения. Не просто наши слова, конкретные расчеты. Спасибо.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ: