3-4 апреля 2018
Российская Академия Наук. Тема: «Россия и мир: образ будущего»
Туболев Сергей
"Покупай российское"
"Покупай российское"

Добрый день. Постараюсь кратко изложить тот опыт, который имею за последние 18 лет своей деятельности, опыт сельхозмашиностроительного предприятия, совместного предприятия и что из этого получится. Предприятие, которое я возглавляю уже 18 лет, это производство машин для возделывания и хранения картофеля, овощей, а также смесители, кормораздатчики. Специфическая отрасль, тем не менее, это машиностроение и все проблемы, которые касаются машиностроения, у нас присутствуют.

Начиналось предприятие с нуля как отверточная сборка, потом оно выросло в предприятие современного европейского типа со всеми основными необходимыми процессами: изготовительные, сварочные мероприятия, покраска, мехобработка – всё что положено. И сборка, естественно. Дополнительно освоили весь сервис, предпродажная подготовка, сервисное обеспечение, запасные части, всё что необходимо, чтобы продавать продукцию и обслуживать.

Принцип работы при создании. Была огромная потребность, 1995 год, представьте, что было в России, ни технологий, ни машин, сюда западные инвесторы стояли толпой, норовили поприсутствовать на российском рынке. И вот совместно оборонное предприятие и голландская компания организовали совместное производство. Дали нам иностранцы лицензию, чертежи, передали опыт производства современных машин. У коллектива было стремление не только заниматься тем, что дают, но и самим что-то стоить, это на базе оборонного предприятия со всем опытом. Начали с трех машин, сейчас уже 58 со всем шлейфом, всё, что можно было делать. Научились производить машины, несколько лет занимались только тем, что добивались качества, навыков работы. Добились того, что нам разрешили использовать оригинальные товарные знаки. Мы перерабатываем металл, производим машины, и можем вешать, как свои логотипы и товарные знаки, так и тех компаний, которые дали нам лицензии.

Как мы работаем с иностранцами? Имеем доступ к базе машин производства некоторых компаний на западе, и в зависимости от ситуации на рынке, как дело складывается, можем запросить лицензию, техдокументацию, вплоть до техоснастки. Идут навстречу ради того, чтобы присутствовать со своим брендом, чтобы продавалась машина.

Потом вся документация перелопачивается на русский лад, потому что она один в один не годится. Согласовываем разделительные ведомства и закупаем всё, что касается металла, мы делаем сами в Коломне, вся навеска, все комплектующие мы покупаем у наших же партнеров, у кого мы купили лицензию. Смысл и в качестве, и не надо держать большой штат, чтобы провязывать все покупные, всё что можно, это огромные затраты, а там уже всё готово. Идем по этому пути.

Это выгодно. Картофельная отрасль – это не крупномасштабное производство, это единичная, максимум объемы продаж картофельного комбайна, что самое сложное в нашей линейке, картофелесажалки, картофелеуборочные комбайны. Каждого наименования не больше сотни штук, можете представить, о какой серийности может идти речь. Существуют сложности.

В результате мы имеем 58 машин своего производства, плюс модификации, плюс занимаемся еще отверточной сборкой. Мы добились лучшего результата – 780 млн рублей оборот, на сотрудника порядка 5,5 млн рублей получается, если разделить одно на другое. С прибылью немного хуже, уровень рентабельности незначительный, и на эти большие суммы оборотов приходится только порядка 35 млн прибыли. Это в среднем, ситуация из года в год меняется.

Плюс мы признаны Минпромторгом как российский производитель сельхозтехники, сотрудничаем и по постановлению 1432, и работаем с Росагролизингом, имеем свою сбытовую, сервисную сеть и так далее. В 2012 году правительство сократило поддержку сельхозтоваропроизводителей, в 2012 году открыло границу для импортных машин, и государство полностью устранилось от забот по поддержке российских производителей. В результате 2012-2013 годы – крестьяне перестали покупать. Все кто к сельскому хозяйству имеет отношение, четко знают, что начались провальные годы, у нас производство упало на 40 % в 2012 и 2013 году. Объемы продаж упали не только у нас, кивают коллеги, у них то же самое.

Мы единственные в России производители оборудования для картофеля: почвоподготовка, сажалки, культивация, уборочные, хранилище, плюс смесители, кормораздатчики, тоже вроде актуальная продукция. Конкурентами у нас только западные компании на сегодняшний день. Но финансовые возможности у них совершенно другие, и когда у всех упали объемы, что начинают делать мощные в финансовом отношении западные компании? Они начинают демпинговать по-черному.

Получается, какую бы цену мы на рынке не звали, приходит западный конкурент и называет цену ниже, чем у нас. Получается, без какой-либо поддержки речь не может идти ни о чем. Я бы обратил внимание не на то, что нам нужна поддержка со стороны государства финансовая, бог с ним, пусть поддерживают крестьян любым способом. Скорее косвенная. Отечественным предприятиям необходимо выживать. Я имею в виду создание атмосферы поддержки отечественного производителя, типа "Покупай российское". Тот случай, когда на всех уровнях власти все должны понимать, что если уж декларируется, что надо покупать и поддерживать оборудование российского производителя, тогда и на губернском, и на местном уровне все должны этой линии следовать. В Ростове была встреча и Медведев произнес слова о том, что надо всех заставить покупать российское – это как елей на душу упал всем нам, когда услышали. Посмотрим, что из этого получится. Это одна сторона.

Вторая сторона, как можно выжить производителю. Для обеспечения качества своей продукции, мы вынуждены закупать импортные комплектующие. Чем сложнее машина, тем больше доля в себестоимости. Любое ослабление рубля и вся прибыль съедается курсовой разницей. Конечно, выход один – переходить на отечественные комплектующие. Только где их взять? Узкоспециализированных предприятий по комплектующим нет.

Еще надо иметь в виду, что с каждый годом требования покупателей к исполнению машин, каждый раз покупатель хочет уникальную машину, в нашем секторе каждая машина почти индивидуальна. Серийность падает, добиваться производительности труда, чтобы конкурировать по ценам, всё сложнее.

Да и само количество комплектующих, я уже обозначил, порядка сотни машин в сезон, одних наименований… Даже я найду себе поставщика или производителя, который есть, для них эти объемы комплектующих совершенно не интересны. Хорошо тем, у кого большие количества.

Я перескочу. Что нам надо сделать, чтобы сократить технологическое отставание? Как вариант для обсуждения, в производстве современных машин. Нужно освоить существующий уровень конструирования и производства, научить наших людей и руководителей работать так, как работают на Западе. Может, не самые современные машины выпускать, но более-менее. Этого можно достичь созданием совместных предприятий, но сюда никто не рвется, на Западе свои рабочие места нужны. Нужна поддержка государства для того, чтобы поставив барьера на импорт, потребовать высокий уровень локализации, чтобы сюда приходили с технологиями, со знаниями. Новое не дадут, но, по крайней мере, приблизиться в технологическом плане мы сможем существенно.

Необходимо в срочном порядке осваивать элементную базу, которая в основном доступна на Западе, мы всё покупаем там. Всё сразу всего многообразия комплектующих всех отраслей добиться сил не хватит, время на это нужно, постепенно этого нужно достичь. Можно это сделать с помощью тех же западных поставщиков. Они сначала на нас зарабатывают, а когда мы перехватили знание и базу, можно говорить об оснащении. Придет опыт и понимание того, что мы хотим.

Необходимо включать собственные мозги, поддерживать НИОКР. Отдельно взятые малое или среднее предприятие не в состоянии прокормить своё конструкторское бюро. Нужны специалисты, нужна система, нужно стимулирование НИОКР, причем комплексное, чтобы участвовали и вузы, и отраслевые институты, и всё это в связке с головными предприятиями по машинам. Фактически надо восстанавливать отраслевую науку. У меня всё.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ: