3-4 апреля 2018
Российская академия наук.
Караваева Ирина
Нам невозможно обойтись без реформирования налога на доходы физических лиц
Караваева Ирина

Поскольку я заведую кафедрой экономической теории, я буду говорить о теоретических вопросах, немного попросив вас отвлечься от той пылкой идеологической риторики, которую мы услышали в трех предыдущих выступлениях. Я буду говорить о конкретных экономических механизмах, которые могут помочь России в реиндустриализации отечественной экономики. Конкретные финансовые и налоговые механизмы.

Уважаемый профессор Цаголко говорил о необходимости планирования. Совершенно верно! Я полностью его поддержку, потому что достаточно много я занимаюсь вопросами налогового регулирования современной экономики. Налоговое регулирование – это тоже планирование. Планирование по распределению доходов таким образом, чтобы они способствовали экономическому росту, а не тормозили его.

В холле лежит журнал «Мир перемен». Там есть чудесные статьи. Только что читала статью академика Аганбегяна. И там моя статья, которую я назвала «О необходимости изменения стратегии, а главное – переориентации доходов, как инструмента преодоления стагнации российской экономики». Когда я начинала эту статью, я задала вопрос: «Возможен ли упор на собственные силы в финансировании реиндустриализации отечественной экономики?» Я считаю, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно определиться в двух направлениях. Первый – в чем основная, глубинная причина замедления развития российской экономики, стагнации ее развития в течение последних пятнадцати-двадцати лет, и какие финансовые механизмы могут помочь выйти из этой стагнации.

Отвечая на этот вопрос, мне пришлось прийти к банальному выводу. Нет ничего лучше хорошей экономической теории. И если пылко с трибуны призывать – это очень хорошо. Если просить финансы – это прекрасно. Но финансы надо сформировать, а идейные призывы надо облечь в конкретные экономические механизмы, с которыми я и постараюсь сейчас вас познакомить.

Итак, переориентация доходов как механизм преодоления стагнации российской экономики. Есть два направления, которые необходимо освоить в этой ситуации: обеспечить увеличение доли и массы средств в нормальном и реальном выражении, остающихся в распоряжении предприятий, для того, чтобы они могли их использовать на развитие производства. Мы все прекрасно знаем, что такое налог на прибыль. Мы все прекрасно знаем, как он взымается – я надеюсь, здесь сидят специалисты. Так ли он взымается? Дает ли он возможность сформировать в руках наших предпринимателей некий инновационный и инвестиционный задел? Сейчас мы попробуем ответить на этот вопрос.

И второе направление – необходима переориентация интересов населения в современных условиях с конечного потребления на увеличение средств, инвестируемых домашними хозяйствами в реальное производство. А значит, нам невозможно обойтись без реформирования налога на доходы физических лиц.

Сегодня об этом говорят много. Говорят о возвращении прогрессивной шкалы налогообложения в рамках НДФЛ. И я тоже скажу об этом несколько слов.

Я напомню коллегам, что такое «общая прибыль» корпорации, предпринимателя, крупного предприятия. Она делится на нераспределяемую и распределяемую прибыль. Прибыль, которая остается в распоряжении предпринимателя, которая распределяется между акционерами. Как мы сегодня платим налог? 20% с общей прибыли. Плюс 13% налог от 2015 года облагается прибылью, распределяемой между акционерами. Мы живем в двойной системе налогообложения. В то же время, большинство современных стран живут в системе использования раздельных ставок налога на прибыль. На нераспределяемую прибыль – одна ставка, на распределяемую – другая.

В современных условиях, с моей точки зрения, рационально было сохранение 13%-й ставки на дивиденды, при введении 15%-ставки на нераспределяемую прибыль. Основная задача какая? Оставить в руках предпринимателя все, что он может инвестировать на развитие производства, на ведение инновационной политики. Если это произойдет, произойдет такая система перераспределения доходов, мы можем получить реальный рычаг инвестиционных вложений. И не просто произносить мантру с трибуны: «Дайте нам денег – мы решим все вопросы!» Можем таким образом заинтересовать предпринимателя.

Я не призываю вас, коллеги, читать то, что написано на этом слайде. Но я специально внесла перечень всех налоговых регуляторов инвестиционных и инновационных процессов в экономике, которые используются в рамках налога на прибыль в современном мире. Их много. Я не имею времени. Но это поощрение. Инвестиции, поощрение инноваций, поощрение формирования комплексных программ, которые финансируются различными предприятиями, вложение денег в фундаментальные исследования, в повышение квалификации, в создание высококвалифицированных кадров и тому подобное. Применяются ли эти налоговые регуляторы в рамках НП? Практически нет.

Я продолжу. Дальнейший перечень налоговых регуляторов, которые действуют сегодня, и введены в начале ХХI века. Обратите внимание на первый! Практика включения в производственные издержки превышающего процента затрат на НИОКР. Что это значит? Предприниматель затратил 1 млн., а в издержки он записывает 1,5 млн. Предприниматель среднего уровня затратил 100 тыс., а в издержки он записывает 150 тыс. Это прямое стимулирование за счет налоговых методов, переориентации предпринимательских доходов на инновационную и инвестиционную деятельность.

Далее. Обязательно система льготного налогообложения частных инвесторов.

И последнее. Красным я выделила то, что необходимо внести в наше налоговое законодательство – предоставление нашим предприятиям и организациям возможности вычета из налогооблагаемой базы всего объема затрат на разработку и внедрение в производство нанотехнологий в течение первого года их выпуска с коэффициентом «2». Не 150%, а 200%.

Вот эти регуляторы, это плановое управление распределением прибыли предприятия, даст возможность осуществить реальную инновационную и инвестиционную политику.

Далее я сосредоточу ваше внимание на налоги на доходы физических лиц. Здесь я привела изменения, которые с 2015 года, с 1 января, вводятся в этот налог. Посмотрите, пожалуйста! Вроде бы все хорошо, все красиво. Индивидуальный инвестиционный счет предлагается ввести нашему с вами физическому лицу – налогоплательщику. За счет этого ограничение по данному виду вычета в объеме до 400 тыс. рублей он не будет оплачивать как налог на доход физических лиц.

Далее, предлагается социальный налоговый вычет. То есть расходы и договоры страхования жизни для нашего налогоплательщика и его детей на срок до пяти лет. И имущественные налоговые... До пяти лет и более. То есть три года, четыре года – нет. Далее, имущественные налоговые вычеты – освобождаются от уплаты НДФЛ лица, в собственности которых жилье находится пять и более лет, если они продают эту собственность. Для кого предоставлены эти налоговые льготы? Притом, что у нас в данный момент в рамках подоходного налога отсутствует необлагаемый минимум. Он исключен. Так вот, эта льгота для богатых людей.

Как переориентировать систему подоходного налогообложения, чтобы она заставила наши домохозяйства вкладывать деньги в инвестиции? Не просто тратить, сберегать, а именно вкладывать инвестиции. Здесь тоже эти мероприятия предложены.

Нужно менять базу обложения так же, как в налоге на прибыль. Доход должен облагаться не конкретного налогоплательщика, а доход семьи. И не просто семьи, а истрачиваемый доход семьи, с учетом социальных затрат налогоплательщика.

Если наш налогоплательщик будет знать, что все, что он социально ориентированно затратил на свою семью, не будет облагаться налогом, он будет вкладывать деньги в свою семью, тем самым создавая инвестиционный фонд. И у него, в определенной степени, останутся средства для того, чтобы инвестировать их в развитие промышленности. Каким образом? А таким образом: налог на дивиденды для частных лиц должен составлять не более 5%.

И, наконец, самая знаменитая прогрессивная шкала налогообложения, к которой нас призывают уважаемые депутаты. Она несколько иная. То, что предлагаю я в данный момент, выглядит таким образом. Самые не очень богатые платят 13%, и самые богатые платят 13%. Почему? Потому что у них появится стимул, во-первых, показывать свои средства, а во-вторых, знать, что они их могут реально инвестировать.

Вот такие изменения в налоговом законодательстве и помогут нам решить финансовый вопрос реиндустриализации.

Распечатать статью


ПОДЕЛИТЬСЯ: